Само определение «стратегии выхода» означает заранее спланированные способы и средства выхода из ситуации, которая, вероятно, станет сложной и неприятной. Однако стратегия Brexit, хотя все еще находится на начальном этапе, дает новые финансовые, налоговые и логистические возможности владельцам яхт по всему миру.
Яхтенной индустрии в последнее время приходится решать немало проблем. В марте 2020 года были введены ограничения на путешествия в связи с распространением коронавирусной инфекции, глобальный рынок аренды яхт рухнул, и продажи вначале остановились. Тем не менее, во второй половине года наблюдалась поразительная активность на рынке. В 2020 году было продано свыше 680 новых и использовавшихся ранее суперъяхт, в целом на продажу было выставлено 984 новых судна. Фактически продажи яхт с июля по декабрь увеличились на 21% в сравнении с тем же периодом 2019 года и на 7% в сравнении с показателями 2018 года. Общая стоимость яхт, проданных лидирующей брокерской компанией IYC в прошлом году, превысила 450 млн долларов.
Конечно, только такое непредвиденное и значительное событие, как Covid, могло отвлечь наше внимание от Brexit, который кажется незначительным на фоне пандемии. В 23:00 31 декабря 2020 года Великобритания вышла из Европейского союза. И таким образом открывается новая глава неуверенности для британского и европейского яхтенного сообщества, и мы начинаем распутывать паутину международных деловых отношений.
Несмотря на Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией, насчитывающее аж 1246 страниц, в нем не упоминаются суперъяхты, прогулочные яхты и суда для отдыха – ни в каком виде, ни в какой форме. И таким образом яхтенному сообществу самому приходится разбираться со сложностями и нюансами, которые то ли могут, то ли не могут повлиять на его деятельность. Главная проблема состоит в том, что основные дебаты разворачиваются вокруг этикета и свободы действий.
Консультант по продажам компании IYC Richard Gray считает, что среди путаницы и неуверенности можно отыскать золотые слитки. «В целом владельцы яхт из Великобритании в настоящее время считают Brexit негативным развитием событий, которое только осложнит идущие процессы, – говорит он. – Но фактически Brexit принес нам пользу и кое-какие интересные льготы».
Возьмите, например, флаг торгового флота Великобритании, под которым ходит большинство зарегистрированных в Великобритании судов. Обычно британский флаг означал неписанную защиту от слишком рьяных европейских таможенных инспекторов, поднимающихся на борт яхты. Будет ли теперь более тщательно проверяться соответствие НДС? Возможно. Но флаг торгового флота Великобритании теперь является действенной альтернативой для яхт, которые раньше ходили под флагами Каймановых островов или Маршалловых островов, если не хотели ходить под флагами стран ЕС.
Однако самая явная польза от Brexit, по мнению Gray, – это временные льготы на импорт (TIR), которые в настоящее время доступны для яхт, владельцами которых являются британцы или люди, постоянно проживающие в Великобритании, при условии, что они не являются постоянными жителями ЕС и не проживают в ЕС на долгосрочной основе.
Grant Atchison, начальник отдела яхтинга в подразделении «Частный капитал и семейный бизнес» в компании IQ-EQ, объясняет: «Британские владельцы преимущественно склонны держать свои яхты в Средиземном море, где они находятся большую часть времени. Когда Великобритания считалась частью Европы, британскому владельцу требовалось импортировать яхту и платить установленный в ЕС налог на импорт, который составляет около 20% стоимости яхты. Теперь такого требования нет, поскольку Великобритания находится за пределами Европы. Владельцы могут воспользоваться преимуществами, которые дает временный импорт – на 18 месяцев в любое время. И это одно из самых важных преимуществ, которые дал Brexit для таких типов структур и таких типов владельцев».
Atchison отмечает, что, хотя 18 месяцев можно начать отсчитывать снова, если выйти за пределы ЕС и заново включить часы TIR, яхты, планирующие проводить время в ЕС в соответствии с временным режимом импорта, должны будут по требованию представить доказательства статуса яхты с точки зрения налогообложения и ее передвижений. Также продолжение использования TIR может считаться злоупотреблением.
«Существуют определенные критерии, которым должны соответствовать эти яхты, и им придется соответствовать постоянно, чтобы получить право на TIR, – объясняет Atchison. – Также важно отметить, что налоговые льготы дает не национальность владельца, а то, где он постоянно проживает. Так что, если вы гражданин США или подданный Великобритании, владеете яхтой и проживаете в Монако, вы не можете воспользоваться временным импортом, потому что постоянно проживаете в Европе».
Второе преимущество от Brexit, которое подчеркивает Atchison, состоит в том, что владельцы яхт, заказавшие новую яхту на судостроительном заводе, находящемся в Северной Европе, могут получить ее в Великобритании.
«Обычно, когда судостроительный завод из Северной Европы завершает строительство, эти яхты традиционно отправляются в Норвегию, чтобы официально экспортировать их из ЕС – из Голландии, Германии и т. д. А теперь они вместо этого могут отправиться в Великобританию, а на юг Англии транспортировать яхту проще и расстояние меньше».
И таким образом начинается новая жизнь, в которой Великобритания больше не является членом Европейского союза. Да, будут непредвиденные препятствия, и может уйти много времени на полное выстраивание и рационализацию всех процессов, но если 2020 год нам что-то и показал, то это жизнестойкость яхтенного братства, которое способно обойти айсберг под названием Brexit, независимо от его размеров.