Закончился год, который можно назвать совершенно необычным, пыль оседает, скоро улягутся страсти, а сектор суперъяхт уже сообщает о неожиданно хороших результатах 2020 года. Несмотря на изначальный скептицизм на рынке относительно способности яхтенной индустрии быстро оправиться от пандемии, в 2020 году было продано свыше 680 новых и использовавшихся ранее суперъяхт, в целом на продажу было выставлено 984 новых судна. Позитивные новости в большой степени объясняются увеличением активности во втором полугодии. Продажи яхт с июля по декабрь увеличились на 21% в сравнении с тем же периодом 2019 года и на 7% в сравнении с показателями 2018 года.
Компания IYC входит в тройку лидирующих глобальных брокерских компаний, и в 2020 году сохранила свои позиции, а также продемонстрировала прекрасные результаты продаж. Общая стоимость яхт, проданных в прошлом году, превысила 450 млн долларов. В 2020 году IYC продала 40 уже использовавшихся яхт, а также четыре новые, длина двух из них превышает 70 м.
«Предположения об обвале цен и переизбытке яхт на рынке не реализовались, хотя это было единодушное мнение, и 2020 оказался очень хорошим годом для яхтенной индустрии», – говорит глобальный управляющий партнер IYC Michel Chryssicopoulos. – Несмотря на локдауны по всему миру и серьезные ограничения на путешествия, уровень продаж в 2020 достиг уровня 2019 года».
Активные продажи и большой спрос на рынке можно объяснить рядом важных смягчающих факторов. Из-за ограничений на путешествия по всему миру сверхбогатые люди стали рассматривать суперъяхты как безопасную гавань, где можно провести много недель, а то и месяцев, работать удаленно на борту и путешествовать в комфорте и безопасности. Поэтому в 2020 году резко увеличилось количество людей, которые впервые покупали яхту, даже в сегментах крупных яхт, а те, кто уже владел яхтой, решили увеличить размер судна.
В дополнение к этому наблюдался резкий подъем требований скорейшего удовлетворения спроса и быстрого оформления, и многие покупатели предпочитали купить предлагаемые уже использовавшиеся яхты, а не ждать новые. Из проданных в 2020 году яхт, 75% ранее использовались, и размер 75% яхт находился в диапазоне 24–40 м. Также интересно отметить, что американские клиенты составили 50% всех клиентов, арендовавших яхты, а также на их долю приходится 37% продаж всех яхт в 2020 году. Верфи Benetti, Sanlorenzo и Sunseeker заняли три лидирующие позиции среди судостроителей по продаже яхт в целом между 2018 и 2020 годами.
Аренда яхт в компании IYC тоже не сбавляет темпы и может только радовать. У компании крупнейший чартерный флот в мире, и он успешно используется. В 2020 году IYC была единственным брокерским домом в мире, имеющим в базе данных свыше 100 чартерных яхт. Это не означает, что чартерный рынок не просел ранее. Когда пандемия только начиналась в марте, чартерный сезон получил сильный удар в первые месяцы и летом 2020 года. Несколько чартеров между мартом и сентябрем 2020 года были отменены или перебронированы.
Однако уже в июне открылось несколько круизных направлений как в Европе, так и по всему миру, включая Францию, Италию, Грецию и Хорватию, и резко увеличилось количество запросов на аренду «в последний момент». В результате 70% (невероятная цифра!) чартеров, забронированных по всему миру в июле и августе, были заказаны за 30 дней до даты посадки на яхту, обычная модель с бронированием в период от двух до шести месяцев до отправления в плавание, больше не работала.
Одновременно с этим гораздо меньшее количество яхт смогли в летний сезон пересечь Атлантику из США в Средиземное море. В результате увеличилось количество яхт размера 40 м+, доступных для аренды в таких местах, как Новая Англия и Багамы. На типичных направлениях в Восточном и Западном Средиземноморье, таких как Греция и Италия, наблюдалось снижение спроса на чартеры на 33% и 39% соответственно в сравнении с 2019 годом, при этом количество бронирований яхт на Багамы и к островам Карибского моря увеличилось на 12%, а в Новой Англии вообще на невероятные 52%. Тем не менее самым популярным чартерным направлением на протяжении 2020 года являлась Франция. Компании, сдающие яхты в аренду, работали совместно с частными авиакомпаниями, которые обеспечивали безопасные путешествия «в капсуле», поэтому чартерный рынок поразительно хорошо пережил шторм под названием Covid-19. Директор подразделения чартер-менеджмента в компании IYC Heather Hatcher предсказывает, что яхтенные центры во Франции, на Сен-Барте, Багамах, в Италии и Греции останутся также популярны и в 2021году.
Среди факторов, которые потенциально могут помешать росту продаж в 2021 году, Chryssicopoulos называет несоответствие в ожиданиях покупателей и продавцов в плане цены, влияние продолжающихся ограничений на передвижения по миру (в особенности это касается логистики инспектирования и морских ходовых испытаний), а также снижение предложения.
«Я чувствую, что становится меньше новых судов, в особенности не хватает яхт для использования в коммерческих целях и яхт с родословной, также заметный недостаток наблюдается в категории 60 м+, – говорит он. – Верфи все еще катятся на волне 2019 года, но им скоро потребуются новые клиенты. Более высокая конкуренция в сегменте 60 м+ может привести к тому, что верфи станут предлагать какие-то стимулы или снижать цены, чтобы увеличить продажи».
Несмотря на это, Chryssicopoulos продолжает смотреть на 2021 год «осторожно оптимистично»: «Пандемия заставила многих людей понять, что суперъяхта – это безопасная гавань, где можно в безопасности изолироваться и наслаждаться жизнью, спокойно путешествуя по многочисленным направлениям, и это понимание увеличило спрос, который остается постоянным».